Меню

Правила планирования экипажей

 
Планирование экипажей в авиакомпании достаточно трудоёмкий процесс в силу разнообразных требований Приказа Минтранса России от 21 ноября 2005 г. №139 «Об  особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации». Поэтому в информационной системе «Авиабит» положения этого приказа приняты за основу планирования экипажей.
 
Прежде всего требуется корректно заполнить ряд справочников.
Максимальная продолжительность полётных смен для разных экипажей устанавливается в справочниках Шаблоны экипажей (Информационная система 'Персонал' НСИ Шаблоны).
Нормативная информация о рабочем времени настраивается в справочниках Рабочее время (Информационная система 'Персонал' НСИ Рабочее время). Среди которых особое место занимают :
В опциях базы данных следует установить принятый на предприятии принцип расчёта ежедневного отдыха: двойное превышение полётной смены или минимальное время отдыха. Это опция 36. Минимальное время отдыха экипажей (Информационная система 'Администрирование' Сервис Опции базы данных).
 
Далее в оборотах планирования:
Информационная система 'Расписание'
Информационная система 'Планирование АК'
 
все эти нормативы будут автоматически учитываться в процессе планирования полётных смен и отдыха экипажей, а в Панели контроля любого оборота отображаться возникшие разногласия.
Например,
 
Наведение курсора на строку любого нарушения открывает информацию об этом нарушении.
 
Выбор строки нарушения отображает это нарушение в рабочей области Оборота... не пользуясь полосой прокрутки, если дата нарушения оказалась за пределами экрана.
 
Полётная смена формируется Оборотом персонала следующим образом:
начало второго рейса должно быть в интервале
{начало смены} ~ {начало смены + максимальная продолжительность смены + неоплачиваемый период внутри разделённой смены}
и начало второго рейса не позже чем через пять часов после окончания предыдущего.
 
В рабочей области Оборотов... время полётной смены обозначается символической линией, включающей выполняемые рейсы, сразу после неё такой же линией зелёного цвета обозначается время отдыха экипажа. Красная окантовка этих линий сигнализирует о каком либо нарушении положений приказа.
 
Серая штриховка означает, что данные сутки являются рабочими. В случае недостатка еженедельного отдыха, штриховка подсвечивается красным цветом на днях, где по законодательству должны быть предоставлены 42 часа отдыха (штриховка формируется по базовому времени).
 
Также реализован контроль рабочего времени при дежурстве и нахождении в резерве.
 
В 139 приказе существует понятие разделённой полётной смены. Возможность учесть при планировании разделённые полётные смены в информационной системе «Авиабит» предоставлена несколькими вариантами:
1. В оборотах Связки по лётному персоналу / Связки по кабинному персоналу / Связки по техническому персоналу разделённую полётную смену можно спланировать на этапе формирования связок. Этот признак разделённой полётной смены участвует в режимах «Оборот по условным экипажам» и «Оборот персонала списочный».
2. В оборотах Оборот лётного персонала списочный / Оборот кабинного персонала списочный / Оборот технического персонала списочный учитываются разделённые полётные смены из связок, а также разделённая полётная смена может быть проставлена в обороте персонала и на уже спланированных рейсах.
3. В представлении Суточный план по полётным заданиям также можно установить признак разделённой полётной смены.
4. В представлении Обработка полётных заданий тоже возможно проставить разделение полётной смены.
 
В 139 приказе существует понятие увеличенной полётной смены. Возможность учесть при планировании увеличенные полётные смены в информационной системе «Авиабит» предоставлена:
1. в оборотах Связки по лётному персоналу / Связки по кабинному персоналу / Связки по техническому персоналу увеличенную полётную смену можно спланировать на этапе формирования связок.
2. в представлении Суточный план по полётным заданиям также можно установить признак увеличенной полётной смены.
 
 
Как всё это работает в системе.
Например, пункты приказа
***
30. При разделении полетной смены на части допускается разделение не более двух полетных смен в течение учетного периода рабочего времени и не более двух полетных смен подряд.
 
Разделение полётной смены:
Если установлен признак разделённой полётной смены, то в оборотах персонала на всплывающей подсказке полётной смены добавляется надпись «разделённая полётная смена». При попытке разделить в обход приказа подряд три полётных смены подряд, система разделит третью смену, при этом надпись об ошибочном разделении (красным шрифтом) появится на всплывающей подсказке полётной смены и рамка разделения отобразиться красным (см. рисунок).
 
***
33. После выполнения двух полётных смен, разделённых на части, подряд члену экипажа в базовом аэропорту предоставляется отдых не менее 48 часов.
 
Ежедневный отдых на базе:
система автоматически понимает, если две полётные смены подряд разделены на части, подсказывает, что на базе нужен отдых в 48 часов. При делении полётной смены на части допускается разделение не более двух полётных смен в течение учётного периода рабочего времени и не более двух полётных смен подряд.
 
***
56. При разнице во времени по всемирно-скоординированному времени между базовым и внебазовым аэропортами четыре часа и более продолжительность отдыха между полётными сменами должна быть увеличена на 30 минут за каждый час разницы во времени с базовым аэропортом.
 
Ежедневный отдых вне базы:
система автоматически понимает, высчитывает, если расстояние до базы >= 4 часовых поясов, то добавляет время отдыха на 30 минут за каждый час разницы во времени с базовым аэропортом.
 
***
57. После пребывания в часовых поясах с разницей во времени по всемирно-скоординированному времени с базовым аэропортом четыре часа и более в течение 48 часов и более время отдыха после возвращения в базовый аэропорт должно составлять не менее 48 часов.
 
Полётная смена вне базы:
система автоматически понимает, высчитывает сколько времени член экипажа провёл вне базы и на каком расстоянии. Соответственно подсказывает, что по возвращении на базу нужен отдых в 48 часов.
Если член экипажа провёл более 48 часов вне базы, до того, как вернулся, в оборотах персонала на всплывающей подсказке полётной смены в дополнение к UTC и Локальному времени появляется ещё информация о Базовом времени (см. рисунок):
в отличии от полётной смены в аэропорту приписки
Ночная смена определяется по времени  базового аэропорта (пункт 63 приказа 139) , в нашем случае по локальному времени.
 
***
Приложение 1
<*> По согласованию с представителями работников продолжительность полетной смены с 1 - 2 посадками воздушного судна может быть увеличена на один час, но не более двух раз за семь последовательных дней.
 
Увеличение полётной смены:
Если в полётном задании установлен признак увеличенной полётной смены, то в оборотах персонала на всплывающей подсказке полётной смены добавляется надпись «продлена». При попытке продлить в обход приказа подряд три полётных смены за 7 дней, система НЕ будет продлять третью смену, при этом надпись об ошибочном продлении (красным шрифтом) появится на всплывающей подсказке полётной смены и рамка смены отобразиться красным (см. рисунок).